Фактчек, интерактив и счастливый Каспер: как прошли вечера медиаграмотности

0
210

Ещё совсем недавно привидение Каспер с картинки был один в полуразрушенном доме и грустил. Он собирался устроить вечеринку в честь Хэллоуина, но все пошло не по плану: лампочка лопнула, пол проломился, а ключ от двери потерялся. Исправить ситуацию помогли участники вечеров медиаграмотности, которые вместе с Татьяной Голубцовой, автором урока, разгадывали задачки и шаг за шагом помогали Касперу справиться с трудностями.

Это один из уроков по МИГ, которые прошли в рамках Глобальной недели медийной и информационной грамотности ЮНЕСКО. За три дня — 26, 27 и 28 октября — прошло 11 онлайн-занятий на русском, казахском и таджикском языках, которые посетили больше 150 участников. Все они могли выбрать, какую тему послушать, кого из тренеров посетить.

— Идея провести занятия в таком формате появилась спонтанно. Это возможность научиться новому не только для участников, но и для тренеров — изначально все они составляли свои программы под офлайн-формат, а теперь приходится адаптироваться под новые стандарты, — рассказывает Гульнар Асанбаева, региональный консультант по медиаграмотности Internews.

Начинающие тренеры, подготовленные Internews, представили свои авторские программы для детей, подростков, преподавателей, филологов и всех, кто интересуется темой безопасности в сети, фактчека, языка вражды. А опытные преподаватели медиаграмотности поделились с коллегами своими наработками — идеями, инструментами и сервисами, которые позволят сделать обучение интересным и интерактивным.

Сможете ли вы разгадать, какой мультфильм зашифрован в трёх эмодзи? Правильный ответ — «Красавица и чудовище», но во время урока оказалось, что «Аленький цветочек» тоже подходит. Так по-разному на одну и ту же ситуацию смотрят дети и врослые. Это проект Дарьи Христолюбовой «Дети и сети», который стал победителем от Таджикистана на Центральноазиатском Эдьютоне 2020. За полгода тренер накопила множество подобных задачек в разных форматах, связанных с медиаграмотностью. Приятный бонус для слушателей: Дарья готова поделиться этими наработками с другими тренерами, чтобы они тоже использовали их в своей работе.

Иван Клименко из Туркестана провёл свой первый урок. На занятие пришли не только опытные тренеры, чтобы поддержать и посоветовать что-то коллеге, но и ученики школы, в которой работает Иван. Тренеру быстро удалось справиться с волнением и успешно провести занятие. Кстати, если на вопрос со скриншота вы ответили — фейк, значит, вам точно нужно побывать на занятии у Ивана, ведь на самом деле это правда.

На вечерах медиаграмотности свои уроки представили также Мейрамхам Жапек, студентки СДУ им. Демиреля Назерке Курмангазинова и Жадыра Жанарбек и команда проекта «СуперОнгар»; Джамшед Марупов провёл сессию по фактчеку на таджикском языке; Татьяна Резвушкина поделилась наработками по теме «Язык вражды по отношению к женщинам в казахстанских СМИ»; Нагима Хусаинова, волонтёр ЮНИСЕФ, представила программу по медиаграмотности для подростков, а Жаннат Мельдибаева рассказала о медиаграмотности для будущих филологов.

Участница вечеров медиаграмотности Наталья Карасёва выбрала для себя урок Татьяны Резвушкиной и после занятия предложила организаторам важное изменение:

— Это очень острая тема, для которой нужно не 45 минут, а в несколько раз больше. В ней всегда появляются новые вопросы, поэтому было очень интересно участвовать в дискуссии.

Багиля Ахатова — одна из самых опытных тренеров по медиаграмотности в Казахстане. Но Жаннат Мельдибаева смогла её удивить:

— Медиаграмотность для филологов — это очень узкая тема, с узкой целевой аудиторией. Тренер использовала вставки из комедии Гоголя «Ревизор», интерактивные инструменты и сервисы, тесты и квизы. Это было очень живо и интересно!

Жаслан Керей закончил академию Factcheck.kz, а на вечера медиаграмотности пришёл, чтобы посмотреть, как работают коллеги:

— Для меня фактчекинг — это как музыка, которую хочется переслушивать. Некоторые методы были мне знакомы, о некоторых я узнал впервые. Такие вечера помогают расширить кругозор, — рассказывает Жаслан.

Internews занимается развитием МИГ уже третий год. Вскоре на основе вечеров медиаграмотности появится онлайн-клуб, на котором тренеры смогут оперативно обсуждать что-то новое в сфере, консультироваться с иностранными специалистами и пробовать мультимедийные форматы. А ещё совсем скоро появятся объявления о грантовых конкурсах, в которых можно будет принять участие и получить финансирование на развитие своего проекта. Следите за обновлениями и оставайтесь медиаграмотными!

Вечера медиаграмотности прошли в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которую реализует Internews при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).