14-19 сентября 2020 года Internews провёл второй международный Центральноазиатский фестиваль MediaCAMP Fest в онлайн-формате. Шесть насыщенных событиями и эмоциями, обсуждениями и встречами, новыми знаниями и поисками ответов на важные вопросы дней.
В этом году MediaCAMP Fest стал не просто площадкой для дискуссий и обмена опытом. В рамках фестиваля 2020 года медиаспециалисты стран Центральной Азии, России, Украины учились выходить за любые рамки, границы и барьеры.
— Жизнь доказывает, что нужно быть готовыми к переменам, — говорит Марат Бигалиев, директор представительства Internews в Казахстане. — Мне кажется, что фестиваль и конкурс, которые в этом году проходят второй раз в рамках программы MediaCAMP, и наше общение очень своевременны и важны.
Вы когда-нибудь принимали участие в марафоне? В онлайн-марафоне длиной 10 часов? 12 000 зрителей и около 70 экспертов поддерживали друг друга и марафонский настрой в день открытия MediaCAMP Fest.
Говорили о самом важном в сфере медиа сегодня — что у журналистов получилось сделать во время пандемии, а что нет, как и почему появляются фейки, можно ли улучшить законодательство стран Центральной Азии, что должно представлять собой медиаобразование в наше время.
А закончился марафон ещё одним необычным событием — онлайн-квартирником с Зарой Бейсембаевой. Творческая дискуссия и музыкальный подарок всем участникам фестиваля стали возможны благодаря спонсорской поддержке Kaspi.kz.
Лучший способ найти вдохновение — увидеть или услышать тех, у кого получается создавать нечто важное, особенное. Участники Snap Talk, который прошёл во второй день MediaCAMP Fest, получили возможность встретиться с авторами успешных медиапроектов Центральной Азии 2020 года.
Документальные фильмы, инста-медиа, фотопроекты — важные темы, удачные эксперименты.
Важный блок Фестиваля — практические и теоретические мастер-классы. Почему журналистские нормы не работают в мире науки и какие подходы используют медиа, которые работают в этом направлении — Александра Борисова, кандидат химических наук, президент Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) рассказала о том, как журналистам работать с учёными.
Что такое YouTube-журналистика сегодня, какие форматы работают и почему, на какой контент есть спрос на самой большой видеоплатформе в мире — Алексей Пивоваров, автор YouTube-канала «Редакция» (Россия) рассказал на сессии MediaCAMPFest.
«Спрос на качественную журналистику очень высок. Растёт запрос на качественную журналистику и хорошую картинку».
15 и 16 сентября для участников MediaCAMP Fest прошёл онлайн-кинозал Artdocfest.
Зрители получили уникальную возможность посетить мастер-класс Виталия Манского, российского режиссёра документального кино, продюсера, президента фестиваля Artdocfest, посмотреть документальные фильмы «Секретарь по идеологии» и «Мой папа Чингисхан», а после поговорить с Альмирой Сайфуллиной, автором последней картины.
Виталий Манский:
— Документальный фильм можно снять без команды — просто взяв видео в YouTube и интересно его смонтировав.
Остановиться, отбросить посторонние мысли и подумать — в каком состоянии находятся медиа сейчас? Такая задача стояла перед участниками фасилитационной сессии MediaCAMP Fest с Анной Пацюк. Многие считают, что индустрия устала, нужно искать какие-то новые решения. Мысли, образы, переживания — два часа на осмысление происходящего…
— Когда количество информации всё возрастает, только личный, индивидуальный подход может быть спасительным. Только он может сделать продукт таким, чтобы на него обращали внимание. Не изымайте авторское видение, — тема осознавания и передача собственного опыта проходит и через сессию «Поиск образов и визуальных ключей к медиапроектам» Ксении Диодоровой, руководителя студии «Гонзо-дизайн» (Россия).
Ферузхан Якубходжаев, медиаэксперт, блогер, автор проекта «Гражданин горожанин» рассказал участникам фестиваля о своём личном опыте — как журналисту создать свой бренд.
— Важно, чтобы в стрессовых ситуациях журналисты могли поддерживать не только себя, но и коллег. Культура обращения к психологам развивается, люди всё меньше относятся к этому как к ненормальности. Тем не менее, между коллегами тоже должна быть поддержка, — пришли к выводу участники сессии «Психология стресса для журналистов» с Ольгой Кравцовой (Россия).
И ещё один практический мастер-класс в рамках MediaCAMPFest — «Как фотографировать на смартфон», который провела Анна Шмитько, российский фотограф. Любой материал имеет героя, обстоятельства, контекст, детали. А потому первый вопрос, который вы зададите себе перед тем, как делать фотографию: что вы показываете?
Специально для MediaCAMP Fest Internews подготовил два ток-шоу. Ток-шоу «Матасу ма, шатасу ма?» из Казахстана провел Сакен Балбаев, исполнительный директор Казахстанского пресс-клуба. Ток-шоу из Таджикистана назвали «Гап аз Гап», его ведёт знаменитый ведущий Орзу Исоев.
В центре обеих дискуссий — этические проблемы в журналистике. Героями стали журналисты наших стран, медиакритики, менеджеры.
Ток-шоу прошли на казахском и таджикском языках в переводе на русский.
Вопрос этики занимает в журналистике центральное место. Участники интерактивного занятия «Этические задачи с Юлией Мучник» на протяжении полутора часов обсуждали, спорили, поддерживали друг друга. Разные ситуации, разные внутренние причины. Иногда бывает очень непросто сохранять нейтралитет…
Юлия Мучник — главный редактор сайта «Сибирь.Реалии» (Русская служба «Радио Свобода»), (Россия).
«В чём сила, сестра?», — на пятый день фестиваля обсуждали женские медиапроекты. Марина Михтаева, Internews in Kazakhstan:
— Почему медиапроекты на гендерные темы так важны? Потому что мир прямо сейчас меняется, и медиа должны рассказывать об этом.
Гульмира Кусаинова, Manshuq Media:
— Сила в нашей уверенности в том, что мы делаем всё хорошо и правильно. А ещё очень важна поддержка — женская поддержка друг друга. Сила внутри нас!
Подробнее о проектах можно прочитать тут.
Конкурсы историй, поздравления офлайн в режиме реального времени и даже… фотографии с фестиваля! Обо всём подробнее — по хештегу #MediaCAMPFest в социальных сетях.
А завершился фестиваль подведением итогов конкурса MediaCAMP Award 2020. Всего на MediaCAMP Award 2020 было заявлено 282 работы в четырёх номинациях, из которых до финала дошли 60. Подробнее о победителях — по ссылке.
— Также хочу выразить благодарность организаторам. Организовать онлайн-фестиваль сложно. Были охвачены все направления журналистики, было много интересного и полезного. Благодарю вас. Вы супер!
— И ещё отдельно, хочется выразить слова благодарности всей команде организаторов, модераторов. Это было очень слаженно, несмотря на то, что мы все были дистанционно, чувствовалась ваша поддержка и отзывчивость, будто вы где-то рядом. Задавали наши вопросы, отвечали в чате, скидывали ссылки, писали в личку, отправляли письма на почту.
Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию USAID.