Из локального тренинга в международное сообщество. Тренеры по медиаграмотности

0
1180
Команда организаторов

Активисты, преподаватели, социологи, представители НПО и руководители бизнеса теперь будут проводить образовательные тренинги по медиаграмотности. Все они прошли специальное обучение для тренеров «МенМедиа — ЯМедиа», организованное командой интернет-журнала «Выбирай. Астана. Караганда». Изначально запланированный в офлайн-формате, он предполагал 24 участника из городов и регионов Казахстана.

— Мы перевели тренинг в онлайн, и это позволило нам увеличить количество участников и географию: из более ста заявок мы отобрали 60 потенциальных медиатренеров из Нур-Султана, Алматы, Актау, Атырау, Усть-Каменогорска, Уральска, Жезказгана, Семея, Караганды, Темиртау, Шымкента и Талдыкоргана, — рассказывает организатор тренинга Татьяна Голубцова. 

Кроме участников из Казахстана, в тренинге для тренеров приняли участие Ирина Челышева и Алексей Галченков из Таганрога. Российские специалисты давно занимаются изучением вопроса медиаграмотности в своей стране и очень хотели посмотреть на то, как развивается направление у соседей. Онлайн-формат позволил им принять участие в тренинге, и так обмен опытом стал международным.

Больше участников — больше основных тренеров: об особенностях обучения медиаграмотности рассказывали выпускники аналогичных программ Internews прошлых лет Татьяна Голубцова, Мейрамхан Жапек, Баглан Айдаров, Айнур Коскина и Бактыгуль Бурбаева. Все лекции, вокршопы и обсуждения проходили на двух языках — русском и казахском. 

Начали обучения с дискуссии. Представители профильных министерств и ведомств, заместитель председателя комитета информации МИОР РК Михаил Комиссаров, пресс-секретарь министра культуры и спорта Нурбол Капешов и председатель комитета по среднему образованию Майра Мельдебекова рассказывают участникам о том, как развивается медиаграмотность в Казахстане, и отвечают на вопросы.

— Медиаграмотность уже стала частью образовательных программ во многих странах мира. Это важная часть культуры молодого поколения, только сейчас они это познают интуитивно, а нам хотелось бы, чтобы это было осознанно, — говорит Татьяна Голубцова. 

Все пять дней тренинга были насыщены лекциями, мастер-классами, интерактивами и воркшопами, которые проводили не только основные тренеры, но и приглашённые гости — Гульнар Асанбаева, координатор направления медиаграмотности Internews, Асхат Еркимбай, медиаэксперт Internews, Диана Окремова, руководитель ОФ «Правовой медиацентр», Бэлла Орынбетова, независимый журналист, Гулим Амирханова, главный редактор информационной кампании .Три.точки. Знай, что смотришь!, а также многие другие.

В своих выступлениях эксперты рассказали о самых важных направлениях медиаграмотности, таких как критическое мышление, фактчекинг, защита информации, троллинг в социальных сетях, медиазаконодательство и язык вражды. Параллельно с этим участники работали над составлением своих собственных программ, по которым они будут обучать медиаграмотности других людей.

Внимательно посмотрите на эту картинку. Сможете ли вы определить, к какому направлению грамотности относятся все эти термины? Это один из примеров интерактивных заданий для участников. Опытные тренеры убеждены: обучать медиаграмотности нужно интересно, и онлайн-формат этого не исключает. Используйте специальные инструменты и сервисы, которые помогут сделать ваш тренинг интерактивным.

Не только тренеры рассказывали участникам о новом, но и сами участники охотно делились своими профессиональными знаниями. Игорь Хлебников — один из участников тренинга — практикующий социолог. Он поделился с тренерами и участниками профессиональными программами, которые использует в своей работе. Они имеют меньшую погрешность и позволяют работать с данными более точно.

Команда организаторов

Чтобы быть на пике, нужно изучать не только медиаграмотность, но и такие направления, как компьютерная журналистика и компьютерный анализ. Эта  тенденция уже набирает обороты в США, и нам тоже нужно смотреть в будущее, — считает Игорь Хлебников.

В последний день тренинга участники представили свои проекты друг другу и членам жюри. Кто-то делился планами не только на проведение тренингов, но и, к примеру, запись образовательных подкастов. Лучшие идеи награждались призами — комплектами настольных игр по медиаграмотности. Вскоре все новые тренеры проведут свои собственные тренинги для казахстанцев (уже запланирован первый вечер медиаграмотности), а чтобы делиться результатами и рассказывать о своём новом опыте, организаторы решили поддерживать связь с участниками после тренинга и создали постоянные чаты тренеров по медиаграмотности. Чтобы вступить в сообщество амбассадоров медиаграмотности, необходимо написать Татьяне Голубцовой

— Я бы назвала этот тренинг «Карусель медиаграмотности». Это был креативный взрыв мозга. Нам нельзя останавливаться, работа начата, и каждый из участников вскоре внесёт свою крупицу в построение медиаграмотного Казахстана, — подводит итог один из тренеров проекта Бактыгуль Бурбаева.

Тренинг для тренеров по медиаграмотности прошёл в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).