ДомойСобытия27 незлобных критиков. Онлайн-школа медиакритики
События27 незлобных критиков. Онлайн-школа медиакритики

27 незлобных критиков. Онлайн-школа медиакритики

Шесть занятий и 135 домашних заданий — рецензии, подборки для мониторинга медиа и посты в социальных сетях. Internews провёл Онлайн-школу медиакритики для участников из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

16.00 по Алматы и Бишкеку и 15.00 по Ташкенту и Душанбе — в это время у своих компьютеров в разных странах собирается большая команда людей, которых интересуют процессы, происходящие в медиа, волнует соблюдение профессиональных и этических стандартов. Конкурс на участие в Онлайн-школе медикритиков был солидный — шесть человек на место. В заявке, кроме опыта работы и примеров материалов в этом жанре, команда раздела «Медиакритика» сайта «Новый репортёр» просила оценить свою работу. Заявки тех, кто это сделал, одобрили в первую очередь: это один из показателей, что автор готов критически оценивать опыт коллег.

Те, кто в прошлом году прошёл первую Школу медиакритики Internews, сегодня сами — в качестве менторов: Сергей Ким, Маргарита Бочарова, Назира Даримбет, Лилия Гайсина, Анна Шабалдина. Они рассказывают участникам о сложностях, с которыми столкнулись в своей работе.

«Я хотел донести до участников онлайн-школы несколько простых мыслей: что медиакритика — это не яд, а вакцина, упреждающая болезнь; что главное орудие медиакритика — это профессиональный кругозор и внимательность; что интересная особенность нашей работы — в возможности сочетать аналитическую журналистику и публицистику. Так или иначе, медиакритика описывает страну, в которой мы живём, и условия, в которых существуют наши СМИ», — говорит Сергей Ким, медиакритик «Нового репортёра».

«Медиакритика — это не про рецензии на понравившийся / не понравившийся фильм, это про соответствие журналистским стандартам, про профессиональную пригодность. Анализируя медиа, вдруг понимаешь, где сама совершала ошибки, чем они чреваты, как появились в голове. Рефлексируя над собой, призываешь и коллег осознать написанное/снятое/озвученное. Иногда это получается, и тебя слышат. Иногда — нет, и тогда задача медиакритика немного трансформируется: упорствовать и не останавливаться в попытках изменить излюбленную привычку человека идти по проторенной дорожке», — рассказывает Маргарита Бочарова, медиакритик «Нового репортёра».

Вводная сессия Анны Качкаевой в Онлайн-школе медиакритики

Кроме медиакритиков «Нового репортёра», лекции участникам Школы прочитала российский критик Ирина Петровская, специальным гостем онлайн-школы стала Анна Качкаева. Кроме этого, к тренингу были привлечены менторы Азамат Тынаев, Шухрат Хуррамов, Рустам Гулов и Жанибек Нурыш, которые работали с участниками, пишущими на национальных языках.

Самый большой интерес к Школе проявили журналисты, работающие на казахском языке. В онлайн-тренинге приняли участие сразу семь человек. Медиаэксперт Internews в Казахстане Асхат Еркимбай работал с казахоязычными авторами: «Меня очень радует такой большой интерес журналистов к жанру медиакритики, потому что его развитие, безусловно, будет влиять на повышение качества медиа».

«Казахстанские медиа переживают трудные времена. Информационная политика, госзаказы, которые мешают честной конкуренции, идеология и пропаганда, непрерывный поток информации… В такой ситуации медиакритика помогает не только читателям, но и журналистам различать — что правильно, а что нет. Медиакритики напоминают о стандартах журналистики, направляют, подмечают недостатки и таким образом влияют на профессиональное развитие. Наш медиарынок небольшой. почти все со всеми знакомы, многие дружат. Все знают, кто в каких условиях работает. Поэтому, конечно, трудно даже просто сохранять объективность, не то что критиковать. Но в Онлайн-школе медиакритики нам подсказали, как преодолеть и эти трудности. Я думаю, если будет развиваться медиакритика, улучшится и качество отечественных медиа», — отмечает участница Школы из Казахстана Бэлла Орынбетова. Кстати, она тоже уже сделала для сайта «Новый репортёр» на казахском языке полноценный материал — о том, как и что показывали телеканалы Казахстана (и сам телеканал QAZAQSTAN) 9 мая.

Из Таджикистана в школе приняли участие шесть человек. Все они — известные в республике, пишущие журналисты, которые и сами учат молодых специалистов. Но в этот раз им пришлось стать учениками, и, судя по всему, новые роли участники приняли с большим удовольствием. Домашние задания выполняли. Несмотря на очень низкую скорость интернета, старались не пропускать занятия и сидеть до конца.

Через три дня после старта школы — 30 апреля — в Таджикистане официально признали наличие COVID-19. «Конечно, к этому моменту большая часть таджикистанского общества и так догадывалась, что вирус в республике есть, и официальное сообщение Минздрава опытных журналистов не удивило. Однако больницы в стране уже были переполнены пациентами с пневмонией (как объясняли власти), люди стали умирать. Причём умирать стали даже наши коллеги — журналисты. Когда Школа подходила к концу, скончался главный оператор государственного телевидения «Точикистон»; десятки журналистов сообщали в соцсетях о том, что находятся в больницах с характерными симптомами. Таджикистан впал в отчаяние, наши участники тоже. Они стали запаздывать с домашними заданиями, не всегда могли подключиться к занятиям, потому что среди их близких уже были заразившиеся люди», — рассказывает Лилия Гайсина, журналист и медиакритик (Internews Таджикистан).

Но, несмотря на эти совсем не простые условия, почти все участники из Таджикистана не только всё-таки выполнили свои задания, но и, например, первыми подготовили полноценный текст для рубрики «Нақди Расонаӣ» («Медиакритика») для таджикской версии сайта «Новый репортёр».

Из Кыргызстана в Онлайн-школе прошли обучение пять человек, причём не только действующие журналисты, но и блогеры. «Медиакритика никогда вреда не приносит — в этом я ещё больше убедилась во время прохождения Онлайн-школы. Профессиональная медиакритика должна найти своё достойное место в Кыргызстане. Поскольку анализ со стороны усиливает потенциал производителей контента, я считаю, что особенно важны рецензии для тех СМИ, которые освещают чувствительные темы», — поделилась своим мнением участница Школы из Кыргызстана Гулжан Эшбаева (Kloop.kg).

Из Узбекистана в Онлайн-школе медиакритики приняли участие семь человек. Один из них — журналист Навруз Хуррамов, у которого тоже после окончания Школы на «Новом репортёре» вышел первый материал — о том, что показывали и о чём говорили на 9 Мая в республике.

«За короткий срок мне лично удалось понять суть медиакритики и медиааналитики, основные подходы в подготовке таких материалов, а также стили и форматы их подачи. Выступления Сергея Кима, Маргариты Бочаровой и Лилии Гайсиной были очень интересными и полезными в плане понимания подходов к медиакритике и анализа медиасферы, а также обретения навыков. Здорово, что уделили отдельное внимание и время обзору полезных ресурсов и источников информации для медиакритика — рейтинги телеканалов, телепередач, СМИ, веб-сайтов, анализ соцсетей и так далее», — поделился своим мнением Навруз.

«Это был сложный тренинг с точки зрения организации, всё было онлайн. Мы использовали несколько площадок — Zoom, Google Classroom, Google Drive, Telegram. Нам было важно за эти дни обсудить и профессиональные особенности работы медиакритики, и, например, этические принципы. Поэтому работала такая большая команда», — отмечает Ольга Каплина, руководитель диджитал-проектов Internews в Центральной Азии.

Первая Онлайн-школа медиакритики прошла в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Ольга Каплина
Ольга Каплина
редактор сайта Internews.kz

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

spot_img