27 незлобных критиков. Онлайн-школа медиакритики

0
312

Шесть занятий и 135 домашних заданий — рецензии, подборки для мониторинга медиа и посты в социальных сетях. Internews провёл Онлайн-школу медиакритики для участников из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

16.00 по Алматы и Бишкеку и 15.00 по Ташкенту и Душанбе — в это время у своих компьютеров в разных странах собирается большая команда людей, которых интересуют процессы, происходящие в медиа, волнует соблюдение профессиональных и этических стандартов. Конкурс на участие в Онлайн-школе медикритиков был солидный — шесть человек на место. В заявке, кроме опыта работы и примеров материалов в этом жанре, команда раздела «Медиакритика» сайта «Новый репортёр» просила оценить свою работу. Заявки тех, кто это сделал, одобрили в первую очередь: это один из показателей, что автор готов критически оценивать опыт коллег.

Те, кто в прошлом году прошёл первую Школу медиакритики Internews, сегодня сами — в качестве менторов: Сергей Ким, Маргарита Бочарова, Назира Даримбет, Лилия Гайсина, Анна Шабалдина. Они рассказывают участникам о сложностях, с которыми столкнулись в своей работе.

«Я хотел донести до участников онлайн-школы несколько простых мыслей: что медиакритика — это не яд, а вакцина, упреждающая болезнь; что главное орудие медиакритика — это профессиональный кругозор и внимательность; что интересная особенность нашей работы — в возможности сочетать аналитическую журналистику и публицистику. Так или иначе, медиакритика описывает страну, в которой мы живём, и условия, в которых существуют наши СМИ», — говорит Сергей Ким, медиакритик «Нового репортёра».

«Медиакритика — это не про рецензии на понравившийся / не понравившийся фильм, это про соответствие журналистским стандартам, про профессиональную пригодность. Анализируя медиа, вдруг понимаешь, где сама совершала ошибки, чем они чреваты, как появились в голове. Рефлексируя над собой, призываешь и коллег осознать написанное/снятое/озвученное. Иногда это получается, и тебя слышат. Иногда — нет, и тогда задача медиакритика немного трансформируется: упорствовать и не останавливаться в попытках изменить излюбленную привычку человека идти по проторенной дорожке», — рассказывает Маргарита Бочарова, медиакритик «Нового репортёра».

Вводная сессия Анны Качкаевой в Онлайн-школе медиакритики

Кроме медиакритиков «Нового репортёра», лекции участникам Школы прочитала российский критик Ирина Петровская, специальным гостем онлайн-школы стала Анна Качкаева. Кроме этого, к тренингу были привлечены менторы Азамат Тынаев, Шухрат Хуррамов, Рустам Гулов и Жанибек Нурыш, которые работали с участниками, пишущими на национальных языках.

Самый большой интерес к Школе проявили журналисты, работающие на казахском языке. В онлайн-тренинге приняли участие сразу семь человек. Медиаэксперт Internews в Казахстане Асхат Еркимбай работал с казахоязычными авторами: «Меня очень радует такой большой интерес журналистов к жанру медиакритики, потому что его развитие, безусловно, будет влиять на повышение качества медиа».

«Казахстанские медиа переживают трудные времена. Информационная политика, госзаказы, которые мешают честной конкуренции, идеология и пропаганда, непрерывный поток информации… В такой ситуации медиакритика помогает не только читателям, но и журналистам различать — что правильно, а что нет. Медиакритики напоминают о стандартах журналистики, направляют, подмечают недостатки и таким образом влияют на профессиональное развитие. Наш медиарынок небольшой. почти все со всеми знакомы, многие дружат. Все знают, кто в каких условиях работает. Поэтому, конечно, трудно даже просто сохранять объективность, не то что критиковать. Но в Онлайн-школе медиакритики нам подсказали, как преодолеть и эти трудности. Я думаю, если будет развиваться медиакритика, улучшится и качество отечественных медиа», — отмечает участница Школы из Казахстана Бэлла Орынбетова. Кстати, она тоже уже сделала для сайта «Новый репортёр» на казахском языке полноценный материал — о том, как и что показывали телеканалы Казахстана (и сам телеканал QAZAQSTAN) 9 мая.

Из Таджикистана в школе приняли участие шесть человек. Все они — известные в республике, пишущие журналисты, которые и сами учат молодых специалистов. Но в этот раз им пришлось стать учениками, и, судя по всему, новые роли участники приняли с большим удовольствием. Домашние задания выполняли. Несмотря на очень низкую скорость интернета, старались не пропускать занятия и сидеть до конца.

Через три дня после старта школы — 30 апреля — в Таджикистане официально признали наличие COVID-19. «Конечно, к этому моменту большая часть таджикистанского общества и так догадывалась, что вирус в республике есть, и официальное сообщение Минздрава опытных журналистов не удивило. Однако больницы в стране уже были переполнены пациентами с пневмонией (как объясняли власти), люди стали умирать. Причём умирать стали даже наши коллеги — журналисты. Когда Школа подходила к концу, скончался главный оператор государственного телевидения “Точикистон”; десятки журналистов сообщали в соцсетях о том, что находятся в больницах с характерными симптомами. Таджикистан впал в отчаяние, наши участники тоже. Они стали запаздывать с домашними заданиями, не всегда могли подключиться к занятиям, потому что среди их близких уже были заразившиеся люди», — рассказывает Лилия Гайсина, журналист и медиакритик (Internews Таджикистан).

Но, несмотря на эти совсем не простые условия, почти все участники из Таджикистана не только всё-таки выполнили свои задания, но и, например, первыми подготовили полноценный текст для рубрики «Нақди Расонаӣ» («Медиакритика») для таджикской версии сайта «Новый репортёр».

Из Кыргызстана в Онлайн-школе прошли обучение пять человек, причём не только действующие журналисты, но и блогеры. «Медиакритика никогда вреда не приносит — в этом я ещё больше убедилась во время прохождения Онлайн-школы. Профессиональная медиакритика должна найти своё достойное место в Кыргызстане. Поскольку анализ со стороны усиливает потенциал производителей контента, я считаю, что особенно важны рецензии для тех СМИ, которые освещают чувствительные темы», — поделилась своим мнением участница Школы из Кыргызстана Гулжан Эшбаева (Kloop.kg).

Из Узбекистана в Онлайн-школе медиакритики приняли участие семь человек. Один из них — журналист Навруз Хуррамов, у которого тоже после окончания Школы на «Новом репортёре» вышел первый материал — о том, что показывали и о чём говорили на 9 Мая в республике.

«За короткий срок мне лично удалось понять суть медиакритики и медиааналитики, основные подходы в подготовке таких материалов, а также стили и форматы их подачи. Выступления Сергея Кима, Маргариты Бочаровой и Лилии Гайсиной были очень интересными и полезными в плане понимания подходов к медиакритике и анализа медиасферы, а также обретения навыков. Здорово, что уделили отдельное внимание и время обзору полезных ресурсов и источников информации для медиакритика — рейтинги телеканалов, телепередач, СМИ, веб-сайтов, анализ соцсетей и так далее», — поделился своим мнением Навруз.

«Это был сложный тренинг с точки зрения организации, всё было онлайн. Мы использовали несколько площадок — Zoom, Google Classroom, Google Drive, Telegram. Нам было важно за эти дни обсудить и профессиональные особенности работы медиакритики, и, например, этические принципы. Поэтому работала такая большая команда», — отмечает Ольга Каплина, руководитель диджитал-проектов Internews в Центральной Азии.

Первая Онлайн-школа медиакритики прошла в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).