«Достоверность. К какому разделу медиаинформационной грамотности она относится?» — спрашивает медиаэксперт Татьяна Голубцова. Отвечают преподаватели из разных вузов Казахстана. Так в Zoom проходит тематическая разминка «Энерджайзер», и это — часть интерактивного обсуждения первого казахстанского пособия по медиаграмотности для вузов. Такая встреча с преподавателями медиаграмотности проходит уже во второй раз.
Учебник был выпущен Internews в прошлом году. Преподаватели факультетов журналистики в разных вузах страны использовали материалы пособия и примеры, приведённые в нём, на своих занятиях.
«Мы разбирали на своих занятиях со студентами, в частности, модуль «Гендерные стереотипы». Это очень острый вопрос, в пособии очень корректно выбран стиль подачи материала. Выбраны интересные вопросы для обсуждения», — говорит Анастасия Зобнина, преподаватель ЕНУ им. Гумилёва.
Версия учебника на казахском языке пока доступна в тестовом формате. Амангельды Шурентаев, старший преподаватель Костанайского государственного университета, использует её в своей работе и рассказал, что стоит улучшить. Например, после каждого модуля можно добавить опрос, чтобы проверить, как студенты усвоили программу.
Эксперт из Украины Сергей Штурхецкий — один из авторов учебника. Он предлагает преподавателям ещё раз задуматься о причинах предвзятости в СМИ. Участники делают это с помощью сервиса Menti.com. Обсуждение пособия Internews — одновременно и практика использования интерактивных инструментов в работе тренера по медиаграмотности.
Айсулу Шайкенова преподаёт медиаграмотность на казахском языке. Она была участником тренинга для тренеров, который проводил Internews, а сейчас рассказывает о медиаграмотности школьникам: «Пособие стало для меня настольным. Авторы подробно рассказывают, как научиться анализировать информацию и обезопасить себя в медиапространстве».
Результатом онлайн-конференции стал большой список рекомендаций, которые разработали преподавали в рабочих группах. Среди них — и превратить учебное пособие в интерактивный курс с чат-ботом, который будет мотивировать студентов, и дополнить его глоссарием, новыми примерами по всем модулям, добавить разделы по медиакритике и медиаграмотности и многое другое.
Марат Бигалиев, директор представительства Internews в Казахстане, отмечает: «Тема медиаграмотности сейчас актуальна, как никогда, ведь пандемия коронавируса радикально изменила то, как мы получаем информацию. Увеличивается поток дезинформации, и людям важно уметь её анализировать и проверять. Обсуждение — хорошая возможность для развития нашего учебного пособия».
Ещё одно предложение преподавателей — провести онлайн-конференции в регионах Казахстана, чтобы как можно больше специалистов узнали об учебнике. И, в свою очередь, авторы наполнили новую версию пособия местными примерами.
Образовательные мероприятия по медиаграмотности проходят в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая реализуется Internews при финансовой поддержке USAID.