Internews в Казахстане определил финалистов конкурса грантов на производство отечественного контента. Из 264 поданных в этом году заявок победителями стали шесть проектов на казахском языке и девять — на русском.
Проекты на казахском языке:
1. Айсұлтан Жақыпов, Караганда. Проект «Сүйрік — женщины в национальном спорте», цикл видео о казахстанских женщинах, которые занимаются разведением скаковых лошадей, охотой с соколом, беркутом и тазы.
2. Бақытгүл Салыхова, Нур-Султан. «Ата-ана сағаты» — серия видеоподкастов со специалистами на тему воспитания детей.
3. Ерлан Оспан, Нур-Султан. «BigData елегінде — …», серия лонгридов на основе открытых данных.
4. Творческая группа BEINE, Шымкент. Серия лонгридов — историй женщин, которые пережили насилие, но нашли в себе силы заново начать жизнь.
5. Нұрлан Бектаев, Шымкент. «Ерекше тұлға» («Особенная личность») — сбор и публикация информации о льготах для родителей, воспитывающих особенных детей.
6. Заңғар Омар, Алина Жартиева, Сұңғат Анапия, Каскелен. «The Soyle — мультикультурная площадка», серия видеопередач о преодолении культурного барьера среди молодёжи.
Проекты на русском языке:
1. Асем Жапишева, Дмитрий Дубовицкий, Алматы. Проект «Цветы для Рустема», расследование о суицидах в Казахстане.
2. Мирас Нурмуханбетов, Алматы. Проект Miras Post, истории об общественно-политических событиях в картинках.
3. Джамиля Маричева, Алматы. Istagram-канал @protenge об истории госзакупок и работе с открытыми бюджетами.
4. Алиса Масалёва, Шымкент. Серия материалов о домашнем насилии «Не проходите мимо».
5. Галина Петренко, «Наша газета», Костанай. Серия мультимедийных материалов о сельских сообществах как форме самоуправления.
6. Айнур Коскина, Нур-Султан. QOS-live, серия коротких видеосюжетов и текстов на общественно значимые темы.
7. Аруна Амзеева, «Маншук медиа», Алматы. Серия материалов на тему воспитания девочек.
8. Ботагоз Омарова, Караганда. Серия журналистских расследований Raspil-kz о заводах-призраках.
9. Касымхан Каппаров, Алматы. Серия видео Ekonomist.kz для дискуссий на экономические темы.
— Конкурс на производство отечественного контента Internews в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP объявил уже второй раз. В 2019 на конкурс было подано 268 заявок, 48 на казахском и 226 на русском языках. В итоге было поддержано два проекта на казахском и семь на русском языке, — рассказывает региональный программный координатор MediaCAMP Ирина Медникова. — Изначально проектов было 10, но один из них не получился по объективным причинам. В этом году Internews более пристально сфокусировался на интересах аудитории, говорящей на казахском языке. В 2020 году Internews получил 264 заявки — 69 заявок на казахском языке и 195 на русском, поддержано шесть проектов на казахском языке и девять на русском. При этом на обоих языках совокупно проекты получат одинаковую сумму — примерно по 45 000 долларов на каждом языке.
В этом году, как мы видим, на казахском языке заявок стало больше, а общее качество идей и проектов на обоих языках стало выше. Также стали разнообразнее предлагаемые форматы. Например, появились веб-сериалы, подкасты и видеоподкасты, YouTube-, Instagram- и Telegram-каналы, дата-журналистика, разъяснительная журналистика и карточки, много документальных фильмов и лонгридов, проекты на границе освещения проблем и вовлечения граждан в их решение.
Региональный медиаконсультант Internews в Казахстане Асхат Еркімбай курировал проекты на казахском языке.
— Основной тренд по форматам этого года — визуализация. То есть очень многие хотели делать именно визуальные медиапродукты: YouTube-каналы, Instagram, фото, картинки. Заявители заметили, что люди больше потребляют именно визуальный контент, а не текстовый.
Ещё один тренд: большинство проектов — о том, как разрушить сложившиеся в обществе стереотипы самого разного свойства: от стереотипов о роли женщины в нашем обществе до стереотипов по воспитанию детей.
Также можно отметить, что в этом году очень активными были жители регионов — ЮКО, Алматинская и Кызылординская области.
Заявителям, которые в этом году не прошли в финал, я советую попытаться снова в следующем году. И обратить внимание на три момента:
1. Научиться правильно составлять документацию и планировать бюджет. То есть рассматривать свою идею именно как проект, бизнес-продукт, который в том числе будет существовать и после того, как закончится грант.
2. Максимально точно определить и представить себе свою аудиторию.
3. Не бояться экспериментировать. Те проекты, которые прошли в финал в этом году, содержали в себе инновационные элементы. Какие-то смелые решения по формату, эксперименты с контентом.
С русскоязычными заявками работала Марина Михтаева, руководитель проекта «Открытая Азия онлайн».
— Что сразу бросается в глаза, когда мы видим, как много заявок прислали на конкурс и в прошлом году, и в этом: есть большая конкуренция. Потому что на рынке не так много возможностей реализовать свои идеи, не так просто найти деньги для своих задумок, запрос на независимые проекты очень высок. Журналистам хочется делать что-то своё, создавать контент без оглядки на главного редактора или собственника издания. Ведь сегодня медиа может быть любой — даже один человек, если он регулярно производит качественный контент, и если у него есть аудитория.
Какой контент хотят производить казахстанские медиа сегодня? В Казахстане любят видео: 134 заявки из 264 — это идеи по производству видео всевозможных форматов. Большинство хотело бы размещать свой контент на YouTube. Кроме того, многие хотят делать документальные фильмы на самые разные темы. Порадовали коллеги-журналисты из регионов — у них проработанные идеи, добротные концепции, они отлично знают свою аудиторию и её потребности.
Было заявлено много новых форматов. Лично мне больше всего понравились задумки с серией карикатур (почти забытый в нашей стране жанр) и с публикацией мини-расследований в Instagram. Нашему медиарынку они очень нужны, и раз аудитория ушла с сайтов в соцсети, почему бы не предложить ей расследования именно там…
Многие горят своими идеями — на конкурс приходили коллеги, которые говорили: «Даже если не выиграю грант, я всё равно сделаю этот проект». Надеюсь, что так и будет. Чем больше хорошего контента, тем лучше для всех.
Некоторые из проектов, победивших в конкурсе 2019 года:
Инклюзия в Казахстане: премьера докфильма «Калейдоскоп»
Проект «Источники информации»: следствие ведёт Алдар Косе
«За равный доступ»: борьба Жаслана Керея
«Смоглики» — проект по защите воздуха от LivingAsia
На смерть Дениса Тена: «Хроники одного года моего города»
MUSA: казахоязычная культура для русскоязычной аудитории
Сама себе телевидение. Журналист Айнур Коскина запустила QOS-live
Напоминаем, что цель конкурса — поддержать производителей качественного мультимедийного контента как для ТВ и радио, так и для онлайн/офлайн-площадок и проектов в социальных сетях.
Конкурсная комиссия Internews определила финалистов на основе следующих критериев: оригинальность идеи, интеграция мультимедийных приёмов и инструментов, вовлечённость целевой аудитории и обратный эффект, а также простота производства и разумный бюджет.
Проект по выделению продакшн-грантов реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Подробнее о программе читайте, пожалуйста, здесь. Подробнее об организации: Internews в Казахстане.