Учебник по медиаграмотности Internews обсуждают с преподавателями

0
578

Преподаватели кафедр журналистики казахстанских университетов встретились с авторами учебного пособия по медиаграмотности, разработанного Internews. Все они внимательно изучили профильные модули и готовы поделиться идеями, как можно улучшить учебник.

— Проект финансируется нашим генеральным донором ЮСАИД. Мы рады, что у нас есть ещё по крайней мере четыре года, чтобы совершенствовать учебник. Эти пособия, которые мы выпускаем благодаря вашей помощи, — первый шаг очень большой работы, которая предстоит не только нам, но и многим другим странам. Развитие медиаграмотности — глобальная задача. И спасибо за вашу экспертизу, — обратился к участникам обсуждения Марат Бигалиев, глава представительства Internews по Центральной Азии.

В Центральной Азии индекс медиаграмотности, к сожалению, не измеряется, но она всё равно остаётся мировым трендом, с которым работают практически все страны. Мнение экспертов может отличаться в подходах, но все они убеждены, что обучать людей правильно обращаться с информацией нужно как можно раньше.

— В Казахстане эту дисциплину уже начали вводить в вузах. В КИМЭП и университете имени Сулеймана Демиреля медиаграмотность предлагают как предмет по выбору. В КазНУ имени аль-Фараби, КазУМОиМЯ отдельные модули по медиаграмотности включены в программы разных дисциплин, — рассказывает Гульнар Асанбаева, координатор направления медиаграмотности Internews.

Сложность в том, что единой, утверждённой системы обучения пока не существует. Учебное пособие для преподавателей по медиаграмотности — это первая попытка собрать опыт экспертов, адаптировать его для Казахстана и выпустить в удобном формате.

Рахиля Карымсакова, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и переводческого дела университета «Туран» преподаёт своим студентам лингвоконфликтологию и речевое манипулирование — предметы, которые напрямую связаны с языком вражды. Кроме этого, Рахилю Даулетпаевну нередко можно встретить в качестве независимого эксперта-филолога на судебных процессах по делам об экстремизме.

— В учебное пособие по медиаграмотности необходимо добавить раздел с жестами вражды, — убеждена эксперт. — Даже в законе есть статьи, которые нарушаются при помощи жестов. Вы просто попали в точку с проектом по повышению медиаграмотности. Это бесценная работа. Она необходима не только преподавателям, но и всем, кто работает и в государственных, и в правоохранительных органах.

Преподаватель этики университета КазНУ Елена Дудинова проанализировала модуль учебного пособия об этических стандартах в журналистике и предложила добавить в него больше упражнений по дилеммам. Размышления о том, отдать ли брата, который прячется у вас в шкафу, полицейским, стучащим в вашу дверь, отлично помогают разбудить интерес слушателей: они «просыпаются», начинают размышлять, вступают в дискуссии.

— Сложнее всего в преподавании — проникнуть в сознание студентов. Кажется, что они на тебя смотрят, что они готовы воспринимать информацию. На самом деле они либо в наушниках, либо в телефонах. Такие вовлекающие задания помогут вовлечь студентов в тему, — рассказывает Елена Дудинова.

Свежий взгляд на учебное пособие по медиаграмотности представила Молдир Арапова, магистрантка 2-го курса факультета международной журналистки КазНУ им. аль-Фараби. Девушка считает, что учебнику не хватает практических заданий, которые показали бы, как сделать материал правильно. К примеру, можно было бы научить ребят брать интервью, не нарушая границы личного пространства, не спрашивая, сколько герой зарабатывает денег или сколько раз он женился. Это поможет в развитии этики и повышении качества отечественной журналистики. Усилить эффект можно было бы не примерами из материалов местных СМИ, а сравнением: как одну и ту же тему осветили в Казахстане и в мире.

Такой мощный мозговой штурм натолкнул на новые мысли и самих авторов первой версии учебного пособия. Так, у Асхата Еркимбая возникла идея разработать универсальный словарь терминологии, чтобы наконец-таки определиться с понятиями в профессиональном сообществе.

Ценных идей было действительно много, ведь обсуждение длилось весь день. У преподавателей была возможность ознакомиться с пособием заранее и подготовить критические замечания и пожелания, которые станут основой для доработки пособия. Скоро пройдет ещё одно обсуждение, чтобы узнать мнение преподавателей региональных вузов, приступивших к преподаванию медиаграмотности. Internews проведёт встречу с ними в конце весеннего семестра в Нур-Султане. Все предложения и замечания участников обсуждений станут основой новой электронной версии учебного пособия.

Учебное пособие по медиаграмотности появилось в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Пособие доступно в электронном формате здесь.