СобытияЧто нужно медиасообществу РК? Итоги исследования

Что нужно медиасообществу РК? Итоги исследования

Журналисты Казахстана нуждаются в законах, защищающих их при исполнении профессиональных обязанностей.

В Казахстане завершилось исследование потребностей медиасообщества, проведённое при поддержке Internews в Казахстане в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP. Согласно его итогам, одно из основных требований журналистов — декриминализация статей за клевету, оскорбление, распространение ложной информации и возбуждение розни. Это же настоятельно рекомендуют сделать эксперты ООН и ОЭСР.

В Уголовном кодексе Республики Казахстан есть три статьи, которые потенциально угрожают каждому журналисту: статья 130 «Клевета», статья 274 «Распространение заведомо ложной информации» и статья 174 «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».

Например, 23 сентября редактора газеты «Сарыагаш инфо» Амангельды Батырбекова приговорили к двум годам и трём месяцам лишения свободы по двум статьям УК — 130 за клевету и 131 за оскорбление. При этом иски о защите предъявили журналисту чиновники.

При опросе большинство журналистов (58,8 %) в анкетах отметили, что не чувствуют себя защищёнными при исполнении профессиональных обязанностей. Кроме того, в области законодательства у казахстанских журналистов гораздо больше ограничений и обязанностей, чем прав и свобод, а несовершенство законодательства осложняется вольной трактовкой госорганами отдельных статей не в пользу представителей медиа.

Оценка защищённости на законодательном уровне

Журналисты отметили: изменения, которые регулярно вносят в закон «О СМИ», ослабляют их позиции. Закон «О доступе к информации» не соответствует международным стандартам свободы слова, а исполнение его норм госорганы часто игнорируют.

Главными потребностями журналистского сообщества названы улучшение финансовой устойчивости СМИ, а также решение проблемы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Негативно на СМИ влияет и недостаточное финансирование. Большинство участников исследования отметили, что основным источником заработка для СМИ должна стать реклама. Однако рекламный рынок слишком узок, к тому же существует ряд законодательных ограничений, который ставит казахстанские медиа в сложное положение. Ещё одна особенность казахстанского медиарынка — сильное влияние государства через размещение госинформзаказа. Так, в 2018 году объём госинформзаказа превысил доходы от рекламы и составил 53 млрд тенге.

Участники исследования сошлись во мнении, что госинформзаказ плохо влияет не только на финансовое состояние СМИ, но и снижает конкуренцию. Как следствие — ухудшается качество контента, уменьшаются зарплаты журналистов и других работников медиа, в итоге и из профессии уходят лучше кадры. Для сведения: средняя зарплата журналиста в регионах Казахстана — 100-120 тысяч тенге, оператора телеканала — 80-90 тысяч тенге.

Проблемы с кадрами в медиа возникают также из-за низкого качества образования. В интервью руководители СМИ часто отмечали, что выпускники факультетов журналистики не просто не имеют представления о работе журналиста, у них нет главного навыка — грамотности. Бывший студент не может сразу начать работать, его нужно долго обучать азам профессии, а его материалы приходится много править или вообще переписывать.

Некоторые региональные СМИ пытаются решить кадровую проблему самостоятельно, создавая при своём телеканале или издании школы журналистики и оставляя в штате лучших выпускников. Однако молодые кадры получают опыт и либо уходят в другие издания на лучшие условия, либо меняют профессию из-за низких зарплат и отсутствия перспектив для роста.

Участники исследования предложили создать независимый профсоюз. Так журналисты могли бы решать свои проблемы (нарушение трудового законодательства, чрезмерные нагрузки, низкие зарплаты) не только на законодательном уровне.

Однако вопрос, насколько активно журналисты поддержат создание отраслевого профсоюза, остаётся открытым. Журналисты разобщены, уровень доверия внутри сообщества очень низкий, что усугубляется давлением и уголовными делами против СМИ.

Наталья Ковалева-Петякшева
Наталья Ковалева-Петякшева
20 лет работала на ТВ, пресс-секретарем банка с государственным участием и руководителем НКО.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

spot_img

Популярные статьи