Что мешает активному развитию медиабизнеса в Казахстане, как сейчас регулируются этические нормы в журналистике, какими навыками и практическими умениями в сфере медиаграмотности должны сегодня обладать медиаспециалисты?
Эти и другие вопросы 6 сентября 2019 года обсуждали гости и спикеры конференции Internews MediaPass.
Вызовы, стоящие перед медиабизнесом в Казахстане
В странах Центральной Азии ситуация по распределению медиазатрат похожа. Телевидение составляет от 50 до 70 % рекламных доходов — приводит данные Дильмурад Рахимов (IMS, Алматы). Доля интернета в регионе — около 16 %.
«Мы продолжаем заниматься регулированием традиционных медиа. Несмотря на то, что в мире развивается онлайн».
Конкретные примеры приводят руководители региональных медиа Казахстана.
Екатерина Назаренко, главный редактор Петропавловск.news:
«У нас достаточно сложная ситуация в сфере продаж медиапродуктов. Хотя мы в более выгодном положении, потому что в регионе как таковых нет конкурентов.
Я наблюдаю появление интереса рекламодателей к социальным сетям, наш аккаунт в Instagram сейчас представляет собой, можно сказать, отдельную рекламную площадку».
«Мы идём туда, куда нас ведёт рекламодатель. Пробуем внедрять новые форматы. Самый продаваемый продукт у нас сейчас — бегущая строка на телевидении. Она даёт больше дохода, чем сайт. Рекламодатели считают, что телевизор уже не смотрят, но в интернет деньги вкладывать не хотят», — комментирует Алмат Сулейменов, директор телекомпании alau.kz.
Руслан Никонович, директор «Нового Телевидения»: «Вход на рекламный онлайн-рынок очень простой, бесплатный. Сюда может зайти каждый и заработать деньги. На телевидении сделать это тяжело».
О журналистике и этике
Какими нормами должны и могут регулироваться этические вопросы в республике, обсудили эксперты и участники фестиваля.
Диана Окремова, («Правовой медиацентр», Нур-Султан): «Тема этики очень дискуссионная. В нашем обществе нет осознания, что моральное порицание — это что-то ужасное. Журналист и так ограничен законами, этические нормы добавляют давление».
Самые чувствительные темы, по мнению Дианы:
— Этнос
— Дети
— Религия
— Криминал
— Частная жизнь
Диана приводит примеры публикаций: «Такие наивные и смешные — посол Китая о митингующих в Жанаозене», — аудитория обсуждает, насколько могут быть опасны подобные высказывания.
«Мне кажется, главная заповедь журналиста — «не навреди»», — говорит Диана.
Эксперт предлагает ввести в Казахстане «принцип повышенной терпимости публичных фигур». Публичные лица должны быть более терпимы к публикациям о себе, к критике.
В Казахстане сейчас наоборот: чем более высокое положение занимает человек, тем менее он терпим.
Татьяна Шевченко (Tatyana Shevchenko), ДО АО Банк ВТБ (Казахстан), комментирует ситуацию с точки зрения сотрудничества коммерческих организаций и медиа:
«Мы не работаем с медиа, если в материалах не указывают название нашего банка. Я считаю, что в партнёрских отношениях читатель должен понимать, кто несёт ответственность за комментарии, за экспертизу».
«Сложилась своего рода патовая ситуация: компания хочет поделиться новостью, журналисты воспринимают любую информацию как рекламу», — считает Аида Досаева, эксперт в области массовых коммуникаций, PR и маркетинга, связей с правительством.
Почему в Казахстане не работают этические нормы и правила?
Адиль Джалилов, МЦЖ MediaNet ХЖО, основатель factcheck.kz, Алматы:
«Я считаю, что профессиональная этика журналистов только как нравственная категория работать не будет. Работают прикладной ракурс и рыночное позиционирование.
У нас действует этический кодекс IFCN — международной фактчекинговой сети. Мы переводим статьи на английский язык, платим взнос, проходим проверку. Это возможность входить в пул лучших изданий в области фактчекинга».
Динара Жаркеева, Лига судебных журналистов, Алматы, представляет Кодекс этики судебных журналистов.
«Изначально было оговорено, что это будет максимально простой текст. Наша главная цель — легко, быстро и доступно объяснить специфику работы журналиста в суде».
Проект Кодекса будет скоро опубликован и доступен для обсуждения.
На сессии, посвящённой медиаграмотности, выпускники Школы медиаграмотности Internews Евгений Хабаров и Зарина Канафина провели интерактивную игру «Метро Медиаграмотность».
Основные тезисы:
- Чем младше респондент, тем меньше он доверяет официальным источникам, а больше соцсетям.
- Журналистам новых медиа нужны:
— новые навыки и тип мышления,
— уметь работать с новым текстом,
— чувствовать аудиторию…
Участники игры учились отличать информацию от пропаганды, проверять факты, искать достоверные источники.
Отдельная сессия конференции MediaPass была посвящена проектам Internews, созданным в рамках программы A2i («Доступ к информации»).
Лика Дочкина, ТКТ, Темиртау, рассказывает о проекте «Герои рядом», запущенном в 2016 году. Это серия портретных специальных репортажей, рассказывающих о гражданских активистах из стран Центральной Азии.
20-минутная программа выходила раз в неделю на русском, казахском и таджикском языках. Передачи выкладывались для свободного доступа участникам ещё одной инициативы Internews Network — проекта «Обмен контентом».
Выпуски можно найти здесь.
Инициативу «Коргау 123» представила Алия Кадрадиева, ОФ CSR CA, Алматы.
«Коргау 123» — общественная площадка, которая объединила крупные общественные организации, медиа, бизнес-компании и волонтёров. «Коргау 123» — итог реализации гранта Internews для проведения социальных медиакампаний.
Ещё один пример социальной медиакампании — лонгрид «Сельские женщины», Петропавловск.news.
Екатерина Назаренко: «Мы готовили проект в преддверии Международного женского дня 8 Марта. Это было турне по отдалённым и упразднённым сёлам Северо-Казахстанской области.
Мы собрали разные истории, разные форматы. Материалы были очень хорошо встречены аудиторией, формат мы стали использовать в работе с рекламодателями».
Смотреть лонгрид — pkzsk.info.
О проекте «Гражданские журналисты» — Дмитрий Ким, Newtimes.kz.
Школа гражданской журналистики Internews проходила в онлайн-формате в 2018 году. 10 вебинаров были посвящены основам профессии, выбору тем, фото- и видеосъёмке, поворотам. Участие в Школе принимали непрофессиональные журналисты из разных регионов Казахстана.
Сейчас проект развивается, пять медиа из разных городов Казахстана получили возможность создать сеть собственных гражданских журналистов.
Выступление Светланы Богатырёвой, Алматы, про TEENS — сообщество родителей и специалистов. Это большая и очень важная инициатива, направленная на помощь подросткам и их близким.
На сайте teenslive.kz размещена информация для молодых людей и их окружения — подробные признаки психологического состояния, выходящего за рамки обычного. Здесь также можно найти контакты действующих казахстанских психологов и пройти специальный психологический тест.
Идея проекта оформилась в результате совместной работы представителей Фонда женского лидерства (Алматы) с журналистами в рамках Лаборатории медиа и социальных инноваций, организованной Internews в июне 2015 года.
Конференция Internews MediaPass прошла в рамках проекта поддержки доступа к информации. Он стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID).