СобытияПотребности и проблемы СМИ Казахстана. Исследование продолжается

Потребности и проблемы СМИ Казахстана. Исследование продолжается

В Казахстане обсуждаются поправки и изменения в законодательные акты по вопросам информации — 21 поправка в закон «О СМИ» и столько же в закон «О доступе к информации». С одной стороны, предлагается разрешить рекламу слабоалкогольных напитков, что должно подстегнуть рекламный рынок и дать СМИ больше возможностей зарабатывать самостоятельно. С другой стороны, поправки подразумевают еще больший контроль над медиа и усиление ответственности журналистов.

Внося поправки и изменения в законодательство, профильное министерство часто ссылается на международный опыт. Мы же хотим разобраться, что же нужно нашему, казахстанскому журналистскому сообществу.

В рамках проекта MediaCAMP продолжается исследование потребностей медиасообщества Казахстана. Оно включает анонимное анкетирование журналистов и руководителей СМИ, обсуждение в фокус-группах и глубинные интервью. Какие предварительные выводы можно сделать по результатам исследования? Об этом мы говорим с его автором Натальей Ковалёвой.

— Наталья, из каких вопросов состоит исследование?

— Список вопросов, которые мы обсуждаем в ходе исследования в фокус-группах и в анкетах, составлен так, чтобы затронуть все сферы, которые влияют на работу журналистов и масс-медиа целиком. Мы говорим о деньгах — о том, как СМИ зарабатывают, об источниках их финансирования, и о том, как заработать журналистам и всем, кто создаёт контент. Мы говорим о том, как влияют на редакционную политику те, кто платит — рекламодатели, бизнес-компании, размещающие свои материалы, учредители, собственники и даже государственные органы.

Отдельный блок вопросов посвящён законодательству — облегчает оно работу или усложняет, что нужно менять, где просто требовать исполнения. Всего шесть блоков вопросов. Конечно, рядовые сотрудники обладают не всей информацией — например, о том, какая доля финансирования приходится на рекламу или госинформзаказ. Но анкета универсальная и для журналистов, и для их руководителей, поэтому в ней есть варианты ответов «не владею информацией».

— Какие вопросы стали самыми бурно обсуждаемыми? Что больше всего волнует журналистов?

— Журналистов волнует всё. И тема низких заработков не самая актуальная. Да, платят мало. К примеру, в регионах средняя зарплата журналиста составляет 80-100 тысяч тенге. А работать ежедневно приходится по 12 часов. Стало нормой, когда ежедневные выпуски новостей делают три журналиста и три оператора, а в редакции газеты всю нагрузку несут главный редактор и единственный журналист. Люди бегут из профессии, люди ищут работу в другой стране или в более крупном городе, где больше платят, где больше возможностей для профессионального роста.

У нас, кстати, есть вопрос о том, какую зарплату можно считать адекватной в журналистике. Сейчас в ответах стартовая зарплата начинается со 150-200 тысяч тенге. В среднем наши респонденты считают, что журналисты должны получать не меньше 300 тысяч тенге. Но все понимают, что проблемы лежат не в одной лишь плоскости зарплат.

Контроль над СМИ, отсутствие равных возможностей в получении государственной поддержки, отсутствие настоящей конкуренции — всё это сказывается на престиже профессии, заработных платах, профессиональном уровне. Всё это образует замкнутый круг.

Редакции ищут профессионалов, но хорошо платить им не могут. Журналисты с большим опытом, помимо приличной зарплаты, ищут творческой удовлетворённости, которую не могут получить, следуя в русле официальной повестки дня, которую диктуют госорганы. А у малочисленных редакций на собственные яркие и интересные проекты уже не хватает ни сил, ни средств.

— И какой выход из тупика видят участники исследования?

— Договариваться с главным заказчиком, тем, кто больше всего тратит на СМИ, — государством. По данным ОФ «Правовой медиацентр», объёмы госинформзаказа уже превысили объёмы финансирования рекламы. Получается, что сейчас всю информационную политику диктует государство. И, честно говоря, то, что получается под эту диктовку, уже давно не интересно ни зрителям и читателям, ни журналистам, ни самому заказчику. СМИ, ориентированные на госзаказ, теряют аудиторию, а потом теряют и госзаказ, потому что становятся никому не интересными. Не зря сейчас большинство активных казахстанцев переключились на социальные сети, популярными становятся блогеры. А они, стоит честно признать, не несут ответственности за информацию, как журналисты, не раскрывают свои источники финансирования и не лучшим образом влияют на репутацию СМИ.

— А помимо выстраивания новых отношений с государством и госзаказом?

— Нужно менять законы. На одной из фокус-групп вообще было предложено отменить закон «О СМИ». Относиться к медиа как к бизнесу, предоставив необходимые льготы и преференции, так же, как их получают, например, в рамках импортозамещения, развития высоких технологий. Причём такое предложение звучит уже не в первый раз. О нём говорили десять лет назад, когда подобное исследование проводил Международный центр журналистики MediaNet. Уже тогда профессионалы были недовольны этим законом, с тех пор он претерпел много изменений, но лучше не стал.

Десять лет назад журналистское сообщество возлагало надежды на закон «О доступе к информации». Но и он только осложнил работу. Сроки ответов на запросы увеличились, отписок меньше не стало. Отмена уголовного преследования за диффамацию так и висит в списке ожидаемого.

— И что вы собираетесь сделать дальше с результатами?

— Проанализировать все ответы, выделить десять проблем, из которых вычленить три самые главные. Тогда будет понятно, с чего начать их решать, какими способами и с кем договариваться.

А сейчас нам важно получить как можно больше ответов в онлайн-анкетировании. Оно проводится анонимно, адреса электронной почты не собираются. Все имена участников анкетирования и фокус-групп останутся в строжайшей тайне и публиковаться не будут.

Анкету на казахском языке можно найти по этой ссылке.
Анкета на русском языке.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

spot_img

Популярные статьи