Медиаграмотность для подростков, преподавателей и студентов

0
540

Представьте, что где-то рядом с вами живёт человек, который интересуется теми же вопросами, что и вы, его волнуют те же проблемы, и даже мечты у вас общие. Именно так было у тренеров по медиаграмотности Анастасии Зобниной и Айданы Калдыбековой, которые с разницей в пару месяцев прошли тренинги Internews, потом неожиданно встретились и поняли, как у них много общего.

«Когда мы познакомились, Айдана уже начала работать в направлении медиаграмотности, начала писать учебник: переводила информацию с русского и английского языков на казахский. Оказалось, что мы работаем в одном вузе, и, вы не поверите, буквально в соседних кабинетах. Мы начали общаться, наши идеи совпали, поэтому мы решили проводить тренинги по медиаграмотности вместе», — рассказывает Анастасия Зобнина.

Анастасия Зобнина и Айдана Калдыбекова

Всего тренингов по медиаграмотности в Нур-Султане прошло три: для преподавателей, для подростков и для студентов. Для каждого тренинга девушки разрабатывали уникальную программу, чтобы не только научить участников методам проверки информации, но и дать другие полезные навыки: преподавателям — учить медиаграмотности студентов, подросткам — уметь обезопасить себя в сети, студентам — стать примером грамотного потребления информации.

В первом тренинге принимали участие преподаватели столичных вузов. Вместе с тренерами они учились проверять информацию не только на достоверность, но и актуальность — преподавателям важно быть в тренде, чтобы не давать студентам устаревшую информацию.

«Преподаватели — это люди, которые сами могут открыть методичку, интернет, сайты и почитать. Мы давали им множество ссылок и методик. К примеру, как проводить кураторский час на тему медиаграмотности, как заинтересовать этим своих студентов, как показать важность этой темы».

«Второй тренинг у нас был для подростков. Он касался не только медиаграмотности, но еще и безопасности. Травля, кибербуллинг, троллинг — всё это не редкость в интернете. Но то, на что взрослый человек может не обратить внимания, окажется травмирующим для подростка».

«Подростки ещё только определяются со своими ценностями, со своими интересами, со своим будущим, и поэтому находятся в уязвимом состоянии. Сейчас в интернете очень много лишнего. Того, что может навредить. Это и было главной темой нашего тренинга для подростков: положительные и отрицательные стороны, которые есть в интернете.»

Третий тренинг для студентов стал самым неожиданным для тренеров: оказалось, что участники тренинга уже много знают про медиаграмотность. Поэтому Айдана с Анастасией решили разобрать более серьёзные вещи, такие как фактчекинг и развитие критического мышления.

«Современных студентов можно считать самостоятельными источниками информации. Если посмотреть по количеству подписчиков на их страничках в социальных сетях, то многие из них как будто владельцы собственного СМИ: их читают, на них подписываются, среди своих ровесников они уже лидеры мнений. Мы хотели донести мысль, что это очень серьёзно. Пусть они не подчиняются закону “О СМИ” напрямую, но, по сути, медиа, и значит, должны знать о журналистской этике, о законе, о правах», — говорит Анастасия Зобнина.

Проведение волонтёрами минимум трёх тренингов — обязательное условие участия в тренинге для тренеров от Internews. Но это не значит, что после их проведения борьба с фейками, пропагандой и манипуляциями завершится. Дальше Анастасия Зобнина и Айдана Калдыбекова планируют внедрять медиаграмотность как самостоятельный предмет в вузах. Начать планируют со своего — ЕНУ имени Гумилёва, а потом идея может распространиться и на другие столичные университеты. А, может быть, и на весь Казахстан.

Тренинги по медиаграмотности проводятся в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).