Подкасты на казахском языке для родителей и детей об экологичности, лонгрид о жизни тюленей Каспия, медиапроекты о парковых зонах в Павлодаре и Караганде, цикл статей о взаимосвязи гидросооружений и качества воды. Эти пять проектов будут реализованы в Казахстане при поддержке Internews. Они были созданы в рамках инклюзивной лаборатории Ecolab2019, которая прошла в Нур-Султане.
За последние несколько лет в парке в центре Караганды вырубили более 1000 деревьев. Как было и как стало — хорошо видно на фотографиях (передвигайте курсор, чтобы увидеть больше).
Интерактивная фотография — завязка медиапроекта (N)evergreen Karaganda, который будет реализован Центром координации и информации по экологическому образованию «ЭкоОбраз» совместно с Новым телевидением. Главная задача — привлечь внимание людей к сохранению и пополнению «зелёного фонда» города.
Рассказать о проблеме, привлечь внимание, мотивировать на изменения — это главные задачи, которые ставили перед собой все участники инклюзивной контент-лаборатории. Экологическую тему предложили активисты во время экспертных встреч с Internews Казахстан в начале этого года. На конкурсной основе определили партнёра — Карагандинский экологический музей.
«Специализация нашей организации — экология, и мы проводили много масштабных мероприятий, но, наверное, впервые перед нами стояла задача объединить НКО и медиа. Не всегда экологические организации рассказывают медиа о данных своих исследований, о цифрах и фактах, которые у них есть. С другой стороны, и журналисты не всегда интересуются экологическими темами. Лаборатория дала прекрасную возможность объединить медиа и гражданское общество для решения экологических проблем», — говорит Ирина Колчина, координатор проекта Ecolab2019 от Карагандинского экологического музея.
Участников лаборатории отбирали на конкурсной основе, было получено 38 заявок. 15 команд приехали на Ecolab2019 в Нур-Султан. Лаборатория — насыщенный формат, его главная ценность — возможность доработать свою идею при поддержке опытных менторов. Медиаспециалисты Иван Печищев, Гулим Амирханова, Асхат Еркимбай, PR-специалист Нуркен Халыкберген, специалист по визуальным коммуникациям Алимхан Жапар, тренер по бизнес-коммуникациям Ирина Чистякова, специалисты экомузея помогали участникам работать над проектами. Такая комплексная работа позволяет оформить полную заявку с целями и задачами, сформировать команду, подумать о том, как читатель и зритель узнают о проекте, и даже о том, как создать дизайн привлекающего внимание медиапродукта.
Воркшопы и общение с менторами мотивировали команды на то, чтобы кардинально поменять свои идеи. Так журналисты сайта Baribar.kz и Qazsport решили объединиться для совместной работы над проектом «Қарлығаш». Вместе они создадут серию подкастов на казахском языке для мам и детей о том, как экономить природные ресурсы. Таких проектов на казахстанском медиарынке ещё нет, и команда рассчитывает найти свою аудиторию.
Наряду с некоммерческими медиа в лаборатории принимали участие журналисты государственных СМИ. Так, газета «Казахстанская правда» совместно с Общественным объединением «Ангел» создадут медиапроект «Будьте бобры!». Это серия статей про взаимосвязь между гидротехническими сооружениями и качеством воды.
В каждом медиапроекте, кроме полезной информации, есть элемент для вовлечения аудитории. Общественное объединение ЭКОМ в проекте «Дыши, Павлодар!» расскажет, как, когда и какие саженцы лучше всего высаживать. Проект «Тюлени в сети» Института гидробиологии и экологии / Forbes Kazakhstan ставит перед собой глобальную цель — призвать людей отказаться от посещения мест обитания каспийских тюленей.
Инклюзивная контент-лаборатория в рамках Центральноазиатской программы MediaCamp будет проводиться несколько лет. Тему каждого года будут определять эксперты, представители некоммерческих организаций, гражданские активисты. Это позволит подготовить разные медиапроекты на темы, которые волнуют общество.