Представьте на секунду, что на планете Земля — конец света. Единственное спасение — полёт на Марс. Остался лишь один космический корабль, заполненный людьми. Пассажиры должны выбрать одного из двух пилотов, которому доверят такой важный полет.
Первый — молодой и амбициозный, с небольшим лётным стажем, но уверенно обещает в целости и сохранности доставить на Марс. Второй — опытный капитан, который за 20 лет работы накопил больше шести тысяч лётных часов, но ничего не обещает, честно рассказывает про человеческий фактор и ограниченные запасы топлива. Кому вы доверите свою жизнь: тому, кто сухо, но честно рассказывает вам фактическую картину, или тому, кто ярко и эмоционально убеждает вас в успехе?
Эта игра — один из элементов тренинга по медиаграмотности. То, как аудитория решает — с кем лететь, насколько часто она голосует за неопытного, но хорошо говорящего пилота, позволяет определить уровень критического мышления участников.
Два дня жители Алматы с активной гражданской позицией углубленно изучали всё, что связано с фейковыми новостями и фальшивыми аккаунтами в социальных сетях, учились отличать факты от пропаганды и агитации, пробовали себя в роли троллей и отрабатывали нейтральную реакцию на подобные провокации.
«Мы отбирали активных пользователей социальных сетей. Заявок на участие в тренинге было много. Были те, кто хотел просто прийти, послушать, но для нас была важна активная гражданская позиция участников. Сейчас происходит много событий, в Казахстане информационно насыщенное лето. И людям нужно уметь в этом разбираться», — рассказывает автор и лектор тренинга, директор Казахстанской коммуникативной ассоциации Багиля Ахатова.
«Участвуют и люди старшего возраста, и более молодые. Здесь нет ограничений по возрасту, потому что гражданская позиция не знает ни гендерных, ни возрастных ограничений, ни социального или профессионального статуса».
Программа курса для гражданских активистов построена на минимуме теории и множестве практических заданий. Гражданский активизм предполагает работу в нестандартных, а иногда даже опасных условиях. Люди, которые продвигают социальные инициативы, просто не могут долго сидеть на месте и слушать лекции. Вместо этого участники тренинга рисовали плакаты по троллингу, создавали реальные и фейковые аккаунты, пробовали себя в роли гражданских журналистов, записывали интервью.
Одна из участниц, Айнур Надирова, специально прилетела на тренинг по медиаграмотности из Нур-Султана. Она работает преподавателем одного из столичных вузов и дружит со своими учениками в социальных сетях. Студенты обычно хорошо разбираются в информационном пространстве и уверенно отличают правду от лжи.
«Я подписана на многих моих слушателей и вижу, что они публикуют информацию фактическую. Они молодцы. Они больше используют формат LIVE, который наглядно показывает, где они, что делают. Это гораздо интереснее и более правдоподобно, чем та же самая фотография, которую можно вырвать из контекста».
Айнур собирается знаниями, полученными на тренинге, поделиться не только со студентами, но и родных дома научить медиаграмотности.
Тренинги по медиаграмотности проводятся в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).