Итоговые информационные передачи, художественные фильмы, программы в формате интертеймента и даже мультфильмы — студенты первой центральноазиатской школы медиакритики три дня смотрели, разбирали, анализировали. Произведения разных жанров и разных времён для телевидения и цифровых платформ. 16 журналистов из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана приняли участие в тренинге Internews в Алматы.
Медиакритика — это анализ работы медиа, критическая оценка и разбор качества, языка, структуры, содержания и форматов медиаматериалов. Как метод используется в науке о массовых коммуникациях. В профессиональных СМИ медиакритика — область журналистского творчества. Для стран Центральной Азии это новый подход для работы с медиасодержанием: попытки делать такие оценочные материалы были у многих СМИ, но постоянных рубрик и колонок медиакритики в нашем регионе пока нет. Изменить эту ситуацию должна новая рубрика «Медиакритика» на сайте Newreporter.org. Менторами школы стали российские журналисты Анна Качкаева и Ирина Петровская, они занимаются медиакритикой многие годы, вели и ведут колонки и передачи в разных СМИ.
— Вы можете, например, просто писать, на каком канале что происходит. Не давать оценок. Рассказывать: вот, смотрите, у нас три новости такие-то на этом канале, три новости такие-то – на другом, а вот на третьем — такие-то. Вы можете отметить, какие из важных событий не попали ни в одну из этих вёрсток: мы видели, что на улицах происходило, а телевидение это не показало. Оценок может не быть, если вы корректно сравниваете три вёрстки новостей. Ещё можно сравнивать, что было гвоздевым сюжетом каждого выпуска, большие репортажи или ключевые интервью. И на этом сравнении жанров, внутренней структуры, длительности сюжетов (то есть внимания к теме) вы можете строить свой обзор. Обзор всегда интересно читать про то, как ведущий «подаёт» информацию, как общается, что и почему подчёркивает интонационно. Это очень полезный мониторинг, который превращается в часть медиакритики, — рассказывает Анна Качкаева.
— Если раньше мы из десяти программ или событий обсуждали восемь или девять из «ящика», а одну — из интернета, в YouTube, то в какой-то момент у нас стала меняться пропорция. Сейчас, пожалуй, бывает в процентном соотношении наоборот: уже 70 в пользу YouTube на 30 всех телевизионных событий, о которых стоит хоть как-то говорить. Причем, как правило, эти телевизионные события всегда со знаком минус. Это либо скандалы, либо какие-то повороты общественных тем, которые невозможно обойти, — говорит Ирина Петровская.
Вся теория на тренинге подкреплялась практикой. Участники смотрели итоговые информационные программы Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, анализировали программу «Намедни» Леонида Парфёнова. Если первые рецензии разбирали только в аудитории, вторые сразу публиковались в социальных сетях (вы можете найти их в Facebook по тегу #медиакритикаЦА).
Маргарита Бочарова — участница тренинга из Казахстана, в прошлом она вела обзоры медиа на портале Vласть. Её рецензия на проект «Намедни 1946» самая пронзительная, потому что она имеет прямое отношение к Казахстану. В 1946 году городам на карте давали имя Калинина, сейчас Казахстан активно обсуждает переименование Астаны. Видеть связи, выявлять контексты, проводить параллели — тоже одна из особенностей медиакритики.
Оразай Кыдырбаев, ассистент преподавателя в университете Сулеймана Демиреля, ведёт свой канал в Telegram на казахском языке о медиа в Казахстане. В своей рецензии на «Намедни» он анализирует разницу стиля ведущего на телевидении и YouTube и приводит в пример журналиста Нартая Аралбайулы, который на казахском языке работает с реквизитом в студии. Это ещё один пример, как анализ продукта иностранных медиа может рассказывать о местных проектах и отрасли в целом.
До начала Школы ни у кого из участников не было большого портфолио публикаций в жанре теле- и медиакритики. «Кто хочет работать в этом жанре дальше?» — спрашивает Анна Качкаева в завершении семинара. Все поднимают руки. А это значит, что новое для Центральной Азии направление анализа и оценки медиасодержания будет развиваться.