Игра, тренинги и медиауголок. Эдьютон по медиаграмотности в Астане

0
774

Пять новых проектов по медиаграмотности появятся в Центральной Азии благодаря Эдьютону, который прошел в Астане.

Однажды где-нибудь в Казахстане большая семья соберётся вместе за столом, чтобы сыграть в настольную игру. И это будет не привычное лото: в этой игре выигрывает тот, кто быстрее определит, где фейковая, придуманная новость, а где настоящая. Такую трансформационную игру MEDIAJUNGLE придумали Татьяна Голубцова и Мейрамахан Жапек из Казахстана во время Эдьютона по медиаграмотности.

Эдьютон — это продвинутый методический семинар c участием преподавателей кафедр и факультетов журналистики, учителей школ и медиаспециалистов. Сама атмосфера вдохновляет на новые идеи. Лекции дополняются играми и сессиями вопросов-ответов. Об инициативах в области медиаграмотности в разных странах рассказывают менторы: автор концепции Иван Печищев (Россия), директор киевской школы Сергей Горбачёв, председатель Ассоциации сетевых СМИ Литвы Айсте Жилинскиене, руководитель направления «Медиаграмотность» Internews Гульнара Асанбаева, региональный менеджер по медиаграмотности Гулим Амирханова.

В Литве введены новые стандарты образования, в которых большое внимание уделяется критическому мышлению. То есть на постоянной основе школьники, студенты учатся оценивать и анализировать публикации в различных медиа.

«В Украине есть приказ Министерства образования о массовом внедрении опыта медиаграмотности — пилотного проекта, который был с 2011 по 2016 год. Сейчас в каждой области есть школы, которые реализуют программы по медиаграмотности, есть учебные планы, учебники, пособия, материалы. Мы видим, что медиаобразование как структурная часть образования получила поддержку не только на официальном уровне, но и среди учителей, и среди школьников», — говорит Сергей Горбачёв.

В России уроки медиаграмотности есть в качестве факультативов в школах, есть общественные проекты энтузиастов. Но Иван Печищев считает, что этого мало: «За последние два месяца я вижу в социальных сетях, как завуч школы репостит, что на небе будут две луны скоро, давайте посмотрим на это замечательное астрономическое явление. Или мои коллеги репостят выдуманную новость, что Британия перешла на советские стандарты образования. Вроде бы все люди образованные, с высшим образованием, взрослые. И в этот момент думаешь: какая медиаграмотность? С другой стороны, я вижу, что появление “синего кита” привело к запросу на проекты в области медиа и информационной безопасности. Эта тема актуальна, есть запрос государства и наши инициативы».

Гульнара Асанбаева отмечает, что в странах Центральной Азии лидером по внедрению медиаграмотности можно считать Кыргызстан, где проходят занятия для школьников и студентов: «Для меня было очень ценным увидеть энтузиастов — участников Эдьютона, которые в своих странах реализуют проекты по медиаграмотности. Это и тренинги, и тесты, и учебные программы. Такой обмен мнениями показывает, что при минимальных ресурсах можно делать очень вдохновляющие и увлекающие аудиторию образовательные проекты».

За три дня Эдьютона участники из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана разработали и представили более 20 проектов. Пять из них были поддержаны грантами. Кроме казахстанской игры MEDIAJUNGLE, поддержку получили два проекта из Кыргызстана и по одному из Таджикистана и Узбекистана.

Назгуль Жолдошева проведёт тренинги для молодёжной аудитории в Кыргызстане.

Юлия Горяйнова намерена реализовать проект «В интернете все равны: блогеры продвигают медиаграмотность». Она научит анализировать медиа не только молодежь, но и тех, кому за 45. Нередко именно эта аудитория верит новостям в мессенджерах и соцсетях и охотно делится ими.

В Таджикистане появится «Медиауголок». Джамшед Марупов намерен рассказывать о медиаграмотности в интернете и по радио.

А в Узбекистане Гульнора Мансурова и Ирода Исмаилова проведут тренинг для тренеров.

II Центральноазиатский Эдьютон проводился в рамках регионального проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.